официальный сайт регионального отделения

News

[03.03.2005]
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» проводится в целях поддержки деятельно-сти, способствующей развитию потенциала и ресурсов для образования и просвещения в области прав че-ловека, утверждению принципов демократии, верховенства права и прав человека в России. 1.2. Конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» является продолжением и развитием проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека в России», который осуще-ствлялся в соответствии с договором № RUS/97/AH/03, подписанным 18 июня 1999 года Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека и Министерством иностранных дел России. 1.3. Настоящее Положение определяет общий порядок организации и проведения Конкурса «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» (далее по тексту – Конкурса), его участников, правила оп-ределения победителей и лауреатов, критерии оценки творческих работ. На основании данного Поло-жения регионы-участники могут разрабатывать региональные Положения первого тура Конкурса. 1.4. Общее методическое, организационное и информационное обеспечение Конкурса осуще-ствляется координаторами в регионах под общим руководством организационного комитета и руково-дителя Конкурса «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». 1.5. Организационно-финансовое и материально-техническое обеспечение Конкурса осущест-вляют региональные сетевые организации, сотрудничество с которыми осуществлялось время работы по проекту ООН «Содействие развитию образования в области прав человека в России», и которые выразили интерес и готовность участвовать в деятельности по развитию идей проекта ООН. Органи-зационную, информационную и методическую поддержку осуществляют:  Благотворительный Фонд поддержки инициатив гражданского общества «Точка опоры»;  Центр развития демократии и прав человека;  Рязанская Школа прав человека. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА В целях содействия развитию образования и просвещения в области прав человека в России, Конкурс призван решать задачи:  развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов; распро-странение и углубление знаний о правах человека через систему среднего образования;  содействие повышению качества образования в области прав человека в общеобразователь-ных школах, учреждениях среднего специального и дополнительного образования;  раскрытие творческого потенциала учащейся молодёжи через актуализацию темы прав человека;  развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса в области реализации прав человека. Конкурс 2005 года, кроме ставших традиционными в ходе реализации проекта ООН за-дач, имеет особую дополнительную задачу: привлечение учащихся, их родителей и педагогов к участию в просветительских и образовательных мероприятиях по преодолению этнической дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости в России, повышение заинтересованности в изучении вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений, природы вражды, экстремизма, неонацизма. 3. ТЕМА КОНКУРСА 3.1. Основная тема Конкурса: «Права человека в современном мире». 3.2. Специальная номинация внутри Конкурса «Права человека и проблемы национал-экстремизма» посвящена памяти Николая Гиренко. Известный ученый-этнолог Николай Михайлович Гиренко был ведущим российским специалистом по проблеме национал-экстремизма и расизма, выступал экспертом на десятках судебных процессов, связанных с разжиганием национальной розни. Он был не только ученым, старшим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, но и активным правозащитником, помогавшим многим людям, пострадавшим от расизма и расовой дискриминации. 19 июня 2004 года Николая Гиренко убили выстрелом из обреза через дверь его квартиры. Николай Гиренко заслужил широкую известность и уважение за свою деятельность, в том числе исследовательскую, по противодействию расизму и дискриминации в Российской Федерации. Он возглавлял группу по правам национальных меньшинств Союза ученых Санкт-Петербурга и по заказу московских и петербургских властей провёл ряд исследований по неонацизму и группировкам скинхедов в Российской Федерации. Гиренко неоднократно предупреждал, что активность таких группировок усиливается. Его привлекали в качестве эксперта к ряду получивших широкую огласку расследований и судебных процессов по делам о нападениях, предположи-тельно совершенных на расово-этнической почве. Гиренко называли крупнейшим авторитетом страны в данной области. Коллеги в научных и правозащитных кругах полагают, что убийство Гиренко связано с его деятельностью по защите прав человека, в частности его усилиями по борьбе с расизмом и движением скинхедов. 4. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА 4.1. К участию в Конкурсе допускаются работы учащихся в возрасте от 14 до 17 лет включи-тельно (на 1 марта 2005 года – день объявления Конкурса):  учащихся общеобразовательных учебных заведений.  учащиеся средних специальных учебных заведений;  учащиеся профессиональных лицеев и колледжей;  учащиеся профессионально-технических училищ;  учащиеся суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов;  учащиеся профессионально-технических учебных заведений системы исполнения наказания (ГУИН);  учащиеся центров обучения молодежи (вечерних школ);  не обучающаяся молодежь в возрасте 14–17 лет 4.2. ОГРАНИЧЕНИЯ! Не допускаются к рассмотрению:  работы студентов высших учебных заведений;  коллективные работы, т.е. работы, написанные двумя и более авторами;  работы участников межрегиональных Финалов Конкурсов, проходивших в Москве в 2003 и 2004 году. 5. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА 5.1. Сроки проведения Конкурса: с 1 марта по 10 августа 2005 года. 5.2. Конкурс проводится в три тура: 1 тур: 1 марта – 30 апреля 2005 года. Региональные координаторы распространяют информа-цию о Конкурсе, консультируют участников, собирают работы в своих регионах и передают их в ре-гиональные отборочные комитеты. 2 тур: 1 мая – 30 июня 2005 года. В соответствии с региональным Положением о Конкурсе региональные отборочные комитеты выбирают 1–3 работы для 2 тура. Региональные координаторы присылают отобранные работы в электронном виде в оргкомитет Конкурса. Организационный коми-тет организует работу российского «виртуального жюри» (из числа региональных координаторов и других приглашенных экспертов). Каждый эксперт получает по 10–15 работ (без имён и фамилий уча-стников) и экспертный лист. Каждая работа-претендент попадает не менее чем к трём экспертам. К началу июня организационный комитет составляет рейтинговый список конкурсантов. Не позднее 10 июня на основании рейтингового листа организационный комитет Конкурса объявляет список из 20 финалистов Конкурса. 3 тур: 1 июля – 10 августа 2005 года. 20 финалистов Конкурса приглашаются в лагерь «Гра-жданин мира», где будет проходить публичная защита их работ, серия специальных мероприятий (дискуссии, деловые игры) на выявление победителей и заключительное событие конкурса - вручение призов победителям. На базе лагеря молодым людям также будут предложены занятия в программах по правам человека и развитию гражданских активностей. 5.3. Региональные координаторы Конкурса осуществляют первичный отбор работ, соответствующих требованиям Положения, регистрируют их и присваивают шифр, а затем передают в региональный отбо-рочный комитет Конкурса на анонимной основе (на работе указывается только ее шифр). 5.4. Для обеспечения равных возможностей участия для регионов определяется «конкурсная квота». Конкурс в регионе считается состоявшимся, если на него представлено не менее 10 работ (что должно быть подтверждено присланным в организационный комитет Конкурса протоколом регио-нального организационного комитета). «Конкурсная квота» определяется следующим образом:  если на региональный Конкурс поступает 10–19 работ, то для участия во втором туре пере-даётся 1 работа;  если на региональный Конкурс поступает 20–29 работ, то для участия во втором туре пере-даётся 2 работы;  если на региональный Конкурс поступает 30 и более работ, то для участия во втором туре передаётся 3 работы. 5.5. На основании своего Положения регионы могут вводить свои этапы, схемы, номинации, дополнительные творческие туры. При этом количество и формат принимаемых на второй тур работ остаётся неизменным. 5.6. По итогам первого тура региональные координаторы предоставляют в организационный комитет Конкурса Протокол регионального отборочного комитета (о количестве поступивших работ и об утверждении состава экспертов) и список участников Конкурса (форма № 1). 5.7. Из числа работ, представленных региональными координаторами, региональные отбороч-ные комитеты определяют финалистов первого тура, после чего до 15 мая 2005 года передают работы в оргкомитет Конкурса. 5.8. В рамках первого тура регионы могут создавать межрегиональные объединения. В этом случае межрегиональное объединение создаёт межрегиональное Положение и проводит Конкурс в соответствии с договорённостями, отраженными в межрегиональном Положении. Количество работ, представленных на второй тур, в этом случае должно быть пропорциональным «конкурсной квоте» (то есть, от двух регионов – не более 6 работ, от трёх – не более 9 работ, от четырёх – не более 12 ра-бот и т.д.) Критерии отбора уточняются межрегиональным Положением о Конкурсе (по согласованию с партнёрами). 5.9. Победители Конкурса будут определены в ходе работы лагеря «Гражданин мира». Третий тур предполагает обязательную защиту соискателем своей творческой работы, а также публичное вы-ступление по предложенной теме. Темы выступлений определяет Жюри по согласованию с организа-ционным комитетом Конкурса. В ходе публичной защиты своей работы соискателям предоставляется возможность показать знания прав человека, закрепленных в Конвенциях и решениях ООН и Совета Европы, в Конституции России; поделиться представлениями и убеждениями относительно реализа-ции прав человека в жизни, продемонстрировать знание механизмов защиты и восстановления ущем-ленных прав, применить свои знания к решению практических ситуативных задач. 5.10. В состав Жюри войдут известные правоведы, правозащитники, деятели культуры, обще-ственные деятели, ученые, педагоги. Жюри оставляет за собой право не пересматривать и не коммен-тировать свои решения. 5.11. Лучшие работы будут опубликованы в сборнике конкурсных работ. Результаты Конкурса будут размещены на сайте www.hro.org и www.proobraz.ru. 6. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМАТ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА КОНКУРС 6.1. Участники Конкурса представляют индивидуальную письменную творческую работу (эс-се, сочинение, исследовательскую работу и т.д.) по теме «Права человека в Современном мире» или на тему «Права человека и проблемы национал-экстремизма» (с пометкой «Специальная номинация Конкурса»). 6.2. Объем работы не должен превышать 20 страниц текста, включая приложения. Объём представляемой работы может быть уточнён региональным Положением (но не в сторону увеличения количества страниц). 6.3. Региональные координаторы вправе самостоятельно определять в рамках первого тура формат и способ передачи работы. Работа может быть представлена как  рукописная на бумаге;  машинописная на бумаге;  набранная на компьютере, на бумажном носителе;  набранная на компьютере, на бумаге вместе с электронным носителем (дискетой);  на электронном носителе (дискета, диск, файл-приложение к e-mail) Работа может быть прислана / передана:  лично или с курьером;  заказным письмом с уведомлением (дата отправки по почтовому штемпелю) – на почтовый адрес координатора в регионе.  в электронном виде – на e-mail регионального координатора. 6.4. Срок предоставления работ участниками – до 30 апреля 2005 года включительно. 6.5. Все работы, включая приложения к ним, передаваемые на второй тур, должны быть пред-ставлены в электронном виде в формате Microsoft Word, на русском языке, шрифтом Times New Ro-man через 1 интервал (размер шрифта № 12). В тексте не допускается сокращение названий, наимено-ваний за исключением общепринятых. 6.6. Материалы, представленные на конкурс (работы, дискеты), возврату не подлежат, рецен-зии авторам не предоставляются. 6.7. Работа, предоставляемая на Конкурс, должна иметь титульный лист. Обязательное содержание титульного листа работы:  фамилия, имя, отчество автора (полностью); число, месяц, год рождения автора; почтовый индекс, домашний адрес, телефон (с кодом города) автора, а также адрес электронной почты (если есть);  полное наименование, почтовый индекс и адрес учебного заведения;  название работы;  пометка «На специальную номинацию Конкурса» (если работа представлена в номинации «Права человека и проблемы национал-экстремизма»);  фамилия, имя, отчество педагога-наставника (полностью); почтовый индекс, контактный ад-рес, телефон (с кодом города), адрес электронной почты (если есть) – если автор писал рабо-ту под руководством педагога-наставника.  город, год. Работы, не имеющие титульного листа – не регистрируются и не рассматриваются. Непред-ставление каких-либо сведений может привести к дисквалификации соискателя отборочным комите-том Конкурса. 7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ 7.1. Основным принципом организации и проведения конкурса являются создание равных конкурсных условий для всех участников, гласность и объективность оценки. Отборочные комитеты и Жюри Конкурса будут принимать решение, не зная авторства конкурсных работ (работы будут пере-даваться на рецензирование под шифром). 7.2. Один из главных критериев Конкурса – наличие в работе реального факта (или не-скольких фактов), иллюстрирующих тему прав человека или противодействия расизму, этниче-ской дискриминации, нетерпимости и национал-экстремизму, и конструктивной личной пози-ции конкурсанта по отношению к выбранной им теме. 7.3. Единые критерии отбора и оценки: Формальные требования к работе:  соответствие возраста и статуса участника требованиям Положения о Конкурсе;  соответствие работы теме конкурса и предложенной форме - эссе, сочинение, исследова-тельская работа;  соблюдение сроков подачи работ;  наличие титульного листа и всех данных участника, перечисленных в п. 6.7. Положения;  соответствие общим требованиям оформления. Критерии оценки письменных работ:  глубина раскрытия темы;  наличие в работе реального факта (или нескольких фактов), иллюстрирующего тему прав челове-ка, и конструктивной личной позиции конкурсанта по отношению к выбранной им теме;  наличие в работе собственных размышлений на тему, собственного мнения и личного отно-шения к теме, умение изложить собственную позицию;  новизна, оригинальность и актуальность работы, значимость рассматриваемых проблем;  ясность и последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения;  наличие знаний в области прав человека;  культура цитирований и ссылок на заимствования, использования литературы и фактов;  наличие реальных предложений по применению основных принципов защиты, обеспечения и продвижения прав человека в современных условиях жизни в России. Критерии оценки публичной защиты работ и выступлений в Финале:  соответствие заданной теме;  обоснование основных положений работы;  умение продемонстрировать уровень познаний в области прав человека, уровень правовой культуры;  наличие аргументации при демонстрации практической значимости темы работы в совре-менной ситуации;  умение ясно и непротиворечиво излагать свои мысли;  яркость выступления и образность речи; убежденность и убедительность;  использование иллюстраций и наглядности при изложении темы. 8. ПОБЕДИТЕЛИ, ЛАУРЕАТЫ И ПРИЗЫ КОНКУРСА 8.1. Финалистом Конкурса признается соискатель, набравший максимальное количество баллов по рейтинговому листу в соответствии с едиными критериями отбора и оценки письменной работы. 8.2. По результатам защиты соискателями своих творческих работ, а также публичного высту-пления по предложенным темам, Жюри Конкурса и организационный комитет выявляет победителей и лауреатов Конкурса. По итогам финала Конкурса определяются победители, занявшие шесть призовых мест: одно первое место, два вторых места, три третьих места. Лауреатами признаются участники, не ставшие победителями, но проявившие способности и навыки, отмеченные особым мнением Жюри. 8.3. Организационный комитет Конкурса проводит церемонию награждения и вручение призов победителям и лауреатам конкурса в рамках летнего лагеря «Гражданин мира». 8.4. Организационный комитет Конкурса, партнерские организации в регионах, спонсоры, а также другие организации и частные лица могут устанавливать свои индивидуальные призы победи-телям, лауреатам Конкурса и по специальным, установленным ими номинациям Конкурса. 8.5. Каждый участник Конкурса получает Свидетельство (через региональных координаторов или почтовую рассылку). 9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАТОРОВ В РЕГИОНАХ  подготовка регионального Положения о Конкурсе;  широкое распространение информации о Конкурсе;  консультации и методическое руководство для потенциальных участников Конкурса и их педагогов-наставников;  сбор и своевременная передача в отборочную комиссию конкурсных работ;  организация работы региональной отборочной комиссии (в соответствии с региональным Положением о Конкурсе);  своевременное предоставление протокола регионального отборочного комитета и списков участников в электронном виде руководителю Конкурса.  подготовка и своевременная отправка трёх работ от региона на второй тур Конкурса;  участие в работе «российского виртуального жюри» Конкурса в качестве эксперта;  организация участия и сопровождения соискателей на Финал Конкурса;  помощь организационному комитету Конкурса при вручении Сертификатов участникам Конкурса. 10. РЕГИОНАЛЬНАЯ ОТБОРОЧНАЯ КОМИССИЯ 10.1. Региональные отборочные комиссии формируются и утверждаются региональным орга-низационным комитетом по предложениям полномочных партнерских региональных организаций или координаторов в регионах. 10.2. Региональная отборочная комиссия осуществляет первичный отбор работ на основании формальных критериев (соответствие тематике, условиям, возрастным рамкам конкурса и т.д.) и оце-нивает содержание работ в соответствии с Едиными критериями отбора и оценки работ, заполняя от-борочные листы. 10.3. Каждая работа оценивается как минимум тремя экспертами отборочной комиссии. 10.4. Работы, получившие положительную оценку хотя бы одного эксперта комиссии и пред-лагаемые к выдвижению на следующий тур хотя бы одним экспертом, выносятся на обсуждение на заседании отборочной комиссии. 10.5. По результатам оценки отборочных комиссий формируется список работ первого этапа Конкурса. 10.6. Отборочная комиссия передает региональным координаторам экспертные оценочные листы, Протокол, в котором зафиксировано количество поступивших на Конкурс работ, состав экс-пертов, вошедших в отборочную комиссию, а также отобранные работы – в количестве и в сроки, ут-вержденные организационным комитетом Конкурса. 11. РЕГИОНЫ-УЧАСТНИКИ КОНКУРСА Стать регионом-участником Конкурса может любой субъект Российской Федерации (в тексте – «регион»), заявивший себя до 1 марта 2005 года. Заявить о желании стать региональным координатором может представитель любой общест-венной организации (объединения) региона, занимающейся образованием и просвещением в области прав человека и развитием молодежной гражданской активности. Обязательные требования к кандидатуре координатора: - наличие опыта работы в теме «Права человека»; - наличие ресурсной поддержки общественной организации, объединения; - свободный доступ к электронной почте; - согласие работать на волонтёрских началах; - принятие принципов и правил, заявленных в настоящем Положении. Заявки направляются в адрес руководителя Конкурса: sofiva@mail.ru. Если от региона поступило несколько заявок, то предпочтение отдаётся партнёрским органи-зациям по сети, сложившейся во время работы в проекте ООН «Содействие развитию образования в области прав человека в России», либо (если в регионе нет сетевых партнёров) организации, первой заявившей себя от региона. Если в регионе нет организации и человека, взявших на себя координаторскую функцию, уча-стник может направлять работы координатору ближайшего региона или в организационный комитет Конкурса: sofiva@mail.ru. 12. КОНТАКТЫ ЧЛЕНОВ ОРГКОМИТЕТА КОНКУРСА Руководитель Конкурса «Права человека в современном мире» – Иванова София Юрьевна, Рязан-ская Школа прав человека, контакты – (0912) 27 60 59; sofiva@mail.ru. Менеджер проекта – Алёна Павлычева, Благотворительный Фонд поддержки инициатив граж-данского общества «Точка опоры», Москва, контакты – (095) 928-71-49; proobraz@mtu-net.ru. Информационная и методическая поддержка антифашистской номинации - Анна Севортьян, Центр развития демократии и прав человека, Москва, контакты – (095) 203-91-96; sevortian@yandex.ru.

Исходный текст