официальный сайт регионального отделения

News

[10.05.2005]
Умные люди стране не нужны?
Автор: 
Анатолий Бабенко
Министерство образования и науки РФ вновь взялось за перекройку системы образования. На этот раз планы перестройки просто космические. Появятся "нулевые" и профильные классы, двухуровневое высшее образование. Не опоздайте в школу! Малышей собираются сажать за парты с 5 лет. И в так называемых "нулевых" классах детишек будут готовить к первому. Правда, призывать в ряды учеников в столь нежном возрасте станут не всех, а лишь тех, кто не ходит в детский сад. Сейчас это почти половина малышни. В результате в первом классе одни школяры месяцами учатся складывать буквы в слоги, другие - откровенно скучают. В "классах раннего развития" - так назвали специалисты Минобразования это новшество - малышей по 3-4 часа в день будут обучать по специальной программе. Поговаривают, что родителям придется раскошелиться за это самое "раннее развитие" своих отпрысков. Впрочем, чиновники уверяют, что за учебу детей из малоимущих семей будет платить государство. И все бы хорошо, только учебная программа еще не разработана. Учебников и пособий пока нет. Да и квалифицированным педагогам тоже взяться неоткуда. К тому же чиновники считают, что проводить занятия нужно не в школах, а в детских садах. А за последние 10 лет детских садов в стране стало на треть меньше - помещения, получается, тоже под вопросом. Тем не менее, взрослые дяди и тети из Минобразования не отчаиваются. По их оценкам, за год-два мы новый мир уже построим, и пятилетняя поросль стройными рядами зашагает в многочисленные светлые "нулевые" классы. В профиль Затем в течение 9 лет все школьники будут учиться по общей программе. А дальше, в 10-м и 11-м классах, им предстоит обучение в профильных классах, лицеях или гимназиях, где ученик сможет выбрать себе индивидуальную образовательную программу. При этом обыкновенных общеобразовательных школ, имеющих право выдавать аттестат зрелости, похоже, не сохранится. Кроме того, министерство хочет разрешить ученикам заниматься в специализированных классах не только своей школы, но и любой другой. То есть учимся в школе №1, а на математику отправляемся в школу №2. Как составить расписание для таких старшеклассников - неясно. О том, где директорам школ, особенно сельских, найти столько профессионалов, способных "потянуть" профильный класс, в Москве тоже помалкивают. Точно так же там не проясняют, надо ли будет платить за учебу в профильных классах и лицеях. Но намекают, что за дополнительные занятия придется отслюнявить. Про это - про ЕГЭ И совсем уж непонятные пертурбации намечаются с набившим оскомину ЕГЭ. С одной стороны, никого неволить государство не собирается. Мол, должна быть альтернатива единому госэкзамену, но какая - умалчивается (поговаривают, что этой альтернативой могут стать всероссийские или региональные олимпиады). И при этом явно говорится, что дальнейшая учеба в вузе будет зависеть от результатов ЕГЭ. Дело в том, что в 2005 году министерство планирует провести эксперимент по введению своеобразных государственных целевых взносов за обучение - государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Сумма ГИФО напрямую будет зависеть от результатов сдачи ЕГЭ, по принципу: чем выше балл, тем больше сумма. На чеке ГИФО указывается сумма, которую государство может выделить на обучение данного студента. Чек имеет дифференцированные номиналы, отвечающие различным категориям ГИФО (А+, А, Б, В) - например, от 5 тысяч до 25 тысяч рублей в год. Если стоимость обучения в вузе, в который поступил человек, больше суммы ГИФО, разницу он доплачивает сам. Кроме того, утверждается, что в большинстве институтов и университетов страны единый госэкзамен станет все же обязательной формой вступительных испытаний. Традиционные экзамены пока останутся в таких гигантах, как Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, МГТУ им. Баумана и нескольких других вузах. 4+2=... С 2008 года появится двухуровневая система высшего образования. Как и на Западе, российские вузы начнут выпускать бакалавров и магистров. Чтобы стать бакалавром, достаточно отучиться 4 года и успешно сдать экзамены. Дабы заиметь более высокое звание, придется погрызть гранит науки еще 1-2 года в зависимости от специальности. В магистратуру возьмут не всех - только особо одаренных. Причем вуз может потребовать у бакалавра поработать несколько лет по специальности, прежде чем пригласит его в магистратуру. Между этими этапами, говорят в Минобразования, выпускник получит шанс поработать и определиться, учиться ли ему дальше. Правда, большинству из тех, кто решит снова пойти в вуз, за обучение в магистратуре придется платить. Кстати, по некоторым специальностям - врачи, архитекторы, инженеры - ведется только магистерская подготовка. Откуда деньги? Концепция реформы гласит, что должна измениться и система финансирования высшей школы. Отныне на освоение "государственно значимой" специальности - врач, учитель, управленец - можно будет получать "возвратную субсидию". После окончания вуза сумму придется вернуть в госказну. Либо "живыми" деньгами, либо же трудоднями, то есть поработать в бюджетной сфере в течение этак 3-5 лет. "Так что за образование придется платить, - заявляет министр образования Андрей Фурсенко, - или самим гражданам, или предпринимателям, которые хотят "вырастить" себе специалистов". И еще. Финансировать вузы будут двумя способами. Бакалавриат - с помощью ГИФО, которые основываются на результатах ЕГЭ: чем успешнее абитуриент его сдал, тем больше денег государство выделит вузу на его обучение. На уровне магистратуры денежки будут капать по принципу: чем важнее для государства специальность, на которой учится студент, тем больше вуз получит на организацию его учебы. По мысли чиновников, таким образом слабые институты вымрут сами собой. От финансового голода. Почем учитель для народа В этот раз Минобразования замахнулось и на решение вечной проблемы низкой зарплаты учителей. Предполагается уйти от нынешней системы "рубли за часы", при которой педагоги вынуждены брать на себя по две-три "нагрузки". Министерство хочет платить всем фиксированную и достойную зарплату. Все хорошо, да одно плохо: Минобразования свои гуманные планы не согласовало с Минфином. А чтобы платить каждому российскому педагогу хотя бы по 10 тысяч рублей, придется потратить половину стабилизационного фонда государства.

Исходный текст: Все о реформе образования

Анатолий Бабенко