официальный сайт регионального отделения

News

[03.07.2005]
Жмурки 2005 или приговор режиму
Автор: 
Владислав Шурыгин
Источник: 
Источник
0
Название: 
Завтра
Тип: 
Газета
Смысл "Жмурок" куда страшнее и трагичнее. Фильм снят о беспощадной войне нации самой с собой, о войне на самоуничтожение, о коллективном самоубийстве. На протяжении всех ста пяти минут фильма его герои без жалости и пощады, без сомнения и страха божьего "мочат" друг друга из всех возможных калибров, режут, пытают, прижигают, рубят и травят. Смотришь "Жмурки" — и не можешь отделаться от ощущения, что смотришь какой-то сюрреалистический фильм про войну. Точнее, про коллективное самоубийство. И в этой войне на самоуничтожение есть свои герои. Балабанов, словно издеваясь над действительностью, "впечатывает" все классические подвиги войны. Это и русский эфиоп, молчащий под пытками, так и не предавший своих товарищей, и стоически переносящий операцию без наркоза, как какой-нибудь полярник, партизан или моряк, бандит с папкой, презирающий смерть "палач" из морга, несломленный "бригадир" в исполнении Гарика Сукачёва. Матросовы, Космодемьянские, Гастелло, Талалихины — все они собраны здесь, и все участвуют в коллективном самоубийстве. От настоящих героев всех их отличает только одно — у Матросова, Гастелло, Космодемьянской была Россия, была Родина, за которую они сражались и умирали, а у балабановских героев нет России, нет Родины. Действие происходит в городе без имени и времени. В городе — резервации. По сути, все балабановские герои — зомби, у которых стёрли душу. И все их лучшие черты — воля, стойкость, мужество, верность — тут же теряют свой высокий смысл и служат только одному — злу самоуничтожения. И надо отдать должное актёрскому ансамблю — они великолепно это сыграли. Иногда на грани гротеска, на грани фарса, но при этом стопроцентно узнаваемо, точно. И сложно выделить здесь чью-либо отдельную игру. Все прекрасны. И Маковецкий, и Дюжев, и оба Панина, и Догилева с Певцовым... Несмотря на то, что у большинства роли были чрезвычайно короткие, иногда в две реплики, артисты смогли сыграть эпоху, сыграть время, что является чрезвычайно редкой удачей. Если "Война" фильм о том, что у русских отобрали страну и лишили Родины, то "Жмурки" — это фильм о людях, живущих уже в абсолютно чужой и безразличной им стране. С просмотром фильма мне очень повезло. На дневной сеанс в "Ударник" завалилась небольшая компания крепких "братков" среднего возраста и среднего достатка. С широкими золотыми цепями, крепкими "выями", мясистыми бритыми затылками и перстнями-печатками. Немного подвыпившие, они алкали культурного отдыха. Первая треть фильма прошла под радостное ржание и одобрительные комментарии этой компании, но уже к середине фильма мужики почему-то "набычились", затихли, а вскоре в зале уже то и дело раздавался крепкий мат и ругань. Ещё через четверть часа, выкрикивая цветистые русские выражения, общий смысл которых: "Тут из честной братвы уродов делают!" — компания покинула зал. Они вдруг поняли, что этот фильм о НИХ! И смотреть на себя ТАКИХ со стороны было невыносимо. Балабанов — это Достоевский сегодняшнего русского кинематографа. Его фильмы больны той самой петербургской чахоткой безысходности, которая так мучительна у Достоевского. Но Алексей Балабанов — тот художник, который пишет портрет современности, тот, чьи ленты останутся, когда будет снят третий ремейк пятой серии "Ночного дозора", а потому сняться у него — значит остаться в истории. Самыми страшными кадрами фильма стала, пожалуй, последняя сцена. 2005 год, на фоне Кремля два выживших и "поднявшихся" бандита обсуждают свои дела. И эта сцена — приговор Балабанова нынешней лживой путинской эпохе. Зритель ведь очень хорошо понимает, КТО сегодня из депутатов и депутатских фракций может делить бюджет, КТО может сидеть на фоне Кремля и КТО сегодня правит страной. И ответы Балабанова на эти вопросы не оставляют никаких иллюзий. ЭТИ бандиты Россию могут только в очередной раз разделить и перепродать. Но возродить — никогда! И песня "Недавно гостила в чудесной стране…", ставшая гимном криминального поколения "Ассы", становится траурным маршем путинской эпохи.

Исходный текст: СТРАНА «ЖМУРОВ». О новом фильме Алексея Балабанова

Владислав Шурыгин